На сегодняшний день вместе с растущим интересом к украинской национальной вышивке появилось немало ошибочных суждений и псевдофактов о вышиванке. Давайте рассмотрим наиболее распространенные мифы.
Миф № 1: растительные и цветочные орнаменты – исконный украинский стиль.
И это заблуждение, поскольку к нам эта традиция пришла около 150 лет тому из Европы. Старинные украинские орнаменты, которые наносились на вышиванку, имели исключительно геометрическую природу. Растительные и цветочные узоры не имеют ничего общего с народной коллективной мудростью и давними знаниями, которые передавались из поколения в поколение – они были разработаны профессиональными художниками в средине 19 века.
Что же касается техники вышивки крестиком, это тоже не наше изобретение. Уже к началу 17 века в Италии появились первые печатные издания, посвященные рисункам для вышивки. К концу 18 века в Европе таких изданий было более сотни. Со временем все большую популярность стали приобретать флористические, растительные орнаменты, вышитые инициалы, вензеля, геральдика, изображения мифических существ. Наиболее распространенной эмблемой становится роза. В Украине этот стиль приобретает большую популярность в конце 19 века. Модные орнаменты из крупных городов и барских имений проникают в крестьянскую среду. Вышитые техникой крестика преимущественно в красно-черной гамме, они коренным образом изменили образ народного костюма. Существует мнение о том, что свою лепту в эту тенденцию внесла парфюмерная продукция Генриха Брокара, на этикетках которой красовались изысканные цветочные орнаменты. И со временем более 250 старинных видов уникальных вьющихся швов отходят на периферию, утрачивая актуальность и постепенно выходя из обихода. Иван Гончар писал по этому поводу: «Явление “брокар” нивелировало все самобытные местные особенности вышивок. Брокаровський стиль – это целая эпоха в народном искусстве. В течение десятилетий он видоизменялся, испытывал местные трансформации, приобретал стилизации и все же не стал логическим продолжением древних народных традиций».
Миф № 2: оберегом на вышиванке являются конкретные символы (цветок, ромб, звезда и прочее).
Узоры, конечно, содержат не только эстетическое значение, но и собственную семантику, однако вышиванка сама по себе уже является культурным явлением сакрального характера: издавна ей придавали особые защитные свойства. То есть, вышиванка сама по себе и есть символ. Изготавливая сорочку, женщины обращались ко всем стихиям: вымачивали лен в воде, сушили на ветру и солнце, отбеливали в золе, прося защиты и благословения у небесных сил. Таким образом, даже повседневная вышиванка изначально наполнялась мощной живой энергией. Сама же символика вышитых орнаментов появилась не на ровном месте, а складывалась столетиями, передаваясь из поколения в поколение и став частью коллективного творчества.
Миф № 3: вышивка белым по белому – признак бедности.
Вышивка белыми нитками не имеет ничего общего с материальным благополучием или его отсутствием: эта традиция характерна для отдельных регионов Украины (наиболее распространена на Полтавщине), где белый цвет отождествляли с божественной чистотой, гармонией и порядком. Во всем мире известны решетиловские вышиванки, необыкновенно изысканные, элегантные и воздушные. Но вообще вышивка белым по белому – это и есть та самая исконная древняя культура, зародившаяся вместе с появлением ткани и полотняным переплетением.
Для получения материала нужного качества прилагалось немало усилий: домотканые нити вымачивали и отбеливали в бочке с выжженной или выдолбленной серединой. Пряди нитей составляли слоями, пересыпая пеплом из кукурузных стеблей. Далее пепел сыпали уже на кусок полотна, которым прикрывали нити. Для одного раза необходимо было подготовить пол ведра золы. Заполненную нитями бочку заливали 5-6 литрами кипятка и выдерживали пряди в растворе в течение суток, после чего их прополаскивали в воде и продолжали отбеливать на морозе. Процесс повторяли дважды-трижды. Таким образом, очевидно, что все трактовки белой вышивки, как бедной или обыденной, легко опровергнуть – слишком уж трудоемким был процесс отбеливания ткани и нитей.
Миф № 4: черная вышивка (борщевские сорочки) имеет траурную символику.
Традиция вышивки черными нитями имеет простое объяснение и связана она с продолжительным разведением породы овец с черной шерстью. Наиболее характерны такие вышиванки для Борщевского района Тернопольской области. На сегодняшний день именно борщевские вышиванки являются самым дорогим брендом.
Конечно, со временем черная вышивка распространилась по всему Подолью и обросла своей мистификацией и мифологией, став олицетворением женской скорби по погибшим в борьбе за свободу мужчинам.
Миф № 5: настоящая украинская рубашка должна быть пышно и ярко расшита.
А на самом-то деле исконная вышиванка была очень скромной и изысканно сдержанной. И лишь в начале 20 века под влиянием модных веяний и промышленного дизайна начались существенные трансформации этой давней культуры. Наиболее стремительные изменения наблюдались на Буковине, когда вдруг возникли женские вышиванки-туники, которые за простоту своего кроя получили название «мальчишенки». В 1912 году известный исследователь Эрих Кольбенгаер пишет: «Меньше чем за десять лет произошел разрыв между эстетическими ориентирами старшего и младшего поколений». На смену скромным геометрическим орнаментам стремительно приходят яркие цветочные узоры: вышиванка, максимально заполненная растительными мотивами, начинает напоминать дорогую жаккардовую ткань, столь модную в городском наряде. Простой народный стиль вытесняется современными тенденциями.