Мифы о вышиванках

Многие украинцы имеют свои устоявшиеся представления о традиционной украинской рубашке, часто на самом деле являющиеся ошибочными.

Сегодня вокруг нас так много информации, старых фото и новых фестивалей, каждый имеет собственное, уже сформированное представление о традиционной украинской рубашке – вышиванке. Представление, которое очень часто не соответствует действительности. Чего только мне не приходилось слышать от посетителей музея на тему вышиванок и вышивки. Большинство предложений начинаются словами: “а это правда?”, а продолжаются “старыми” легендами и разнообразными мифами: поэтичность нашего народа не знает границ. В конце концов, наступает тот момент, когда все сентиментальные мелочи должны отойти в сторону, давая дорогу фактам. Итак, топ-5 распространенных мифов об украинской вышиванке среди самих украинцев.

Миф №1: Красно-черная роза – это древняя традиционная украинская вышивка.

Факт: На самом деле это дань европейской моде, которой в Украине не более 150 лет.

В духовном достоянии человечества важное место занимают письменность, музыка, литература и, конечно же, искусство орнамента. Именно знак и символ является носителем древнейшей народной мудрости. До наших дней сохранились древние языческие символы, которые повторяются в прикладном искусстве почти без изменений на протяжении многих веков. Эти же мотивы можно встретить и на рубашках конца XIX – начала ХХ в.

Со временем знания об их значении потерялось, и вышивальщицы, воспроизводя эти символы, даже не догадывались об их глубине. И можно уверенно утверждать, что все древние орнаменты, вышитые на рубашках, были исключительно геометрическими. И только в середине XIX в. появляются растительные мотивы натуралистического стиля, причем разработаны они были не коллективным гением народа, а профессиональными художниками.

Техника вышивки крестиком известна в странах Европы еще с XVI в. Именно тогда в Италии появляются первые печатные издания рисунков для ткани и вышивки. Позже такие сборники печатали в Германии, Голландии и других странах. Всего в период XVI-XVIII вв. в Европе было напечатано около 100 альбомов с узорами для вышивки, и переиздавались они десятки раз.

Натуралистические мотивы винограда, гвоздик, лилий, пионов, изображения птиц, зверей и мифических существ украшают предметы интерьера, аксессуары и одежду. Популярными становятся вышитые на вещах инициалы, венки, букеты, геральдические знаки и даже “мудрые цитаты”. Любимым мотивом практически всей Европы становится роза. В Украине этот стиль приобретает большую популярность в кон. XIX в. Такие «модные» орнаменты из городов и барских имений быстро попадали в крестьянскую среду. Вышитые техникой крестика преимущественно в красно-черной гамме, они коренным образом изменили образ народного костюма.

На территории Украины распространение натуралистического растительного орнамента связано с именем Генриха Афанасьевича Брокара и его жены Шарлотты. Их фабрика, производившая парфюмерную продукцию, использовала эту модную стилистику в своей рекламной кампании. Удачные маркетинговые ходы открыли им доступ к новому рынку крестьянства, которое до конца XIX в. вообще не пользовалось таким товаром.

Украинские женщин покорила новизна орнамента, насыщенность цвета, декоративность, а наличие готового рисунка значительно облегчала работу. Простота их выполнения постепенно вытесняет традиционные трудоемкие техники вышивки. Прямая и косая вышивка, продольный и поперечный шов, вырезание, изящные узоры, целая когорта уникальных вьющихся швов – более 250 древних швов, которые существовали на протяжении веков, – отходят на периферию и становятся украшением наряда только старшего поколения.

Прогрессивные деятели культуры предупреждали об угрозе распространения “брокаровського” стиля и отмечали необходимость сохранить древние народные традиции. В разное время среди таких поборников можно назвать Елену Пчелку, Ивана Франко, Николая Биляшевского, Григория Павлуцкого и многих других. Иван Макарович Гончар писал по этому поводу: “Явление “брокар” нивелировало все самобытные местные особенности вышивок. Брокаровський стиль – это целая эпоха в народном искусстве. В течение десятилетий он видоизменялся, испытывал местные трансформации, приобретал стилизации и все же не стал логическим продолжением древних народных традиций”.

Миф №2: Оберегом на рубашке является конкретное изображение определенного знака – цветка, звезды, ромба и т.д.

Факт: Рубашка как явление уже является оберегом через свой духовный смысл.

В традиционной народной культуре рубашка выступает не только как прикладная вещь с практической целью защиты тела. Прежде всего, это вещь духовная – символ. Процесс изготовления рубашки захватывает не только людей, но и природные, космические стихии – землю, воду, огонь, воздух. Лен мочат в воде, сушат на ветру и солнце, отбеливают в золе. Далее продолжается прядения и ткачества полотна. Все эти процессы проходят через человеческие руки, терпение и любовь.
Таким образом, любая рубашка, даже самая повседневная, наполнена мощной энергетикой. Именно эта живая энергия и является сильнейшим оберегом для владельца рубашки. Человеческое сознание является неотъемлемым от рабочего процесса, а знак и символ – неотъемлемыми от материальной вещи. Они дополняют, расширяют ее содержание, позволяют отразить всю информацию оберегов визуально.

И важно помнить, что между символом и изображением есть большая разница. Символика была заложена в традицию коллективным творчеством. Она сохраняется от древнейших времен в простых геометрических знаках, универсальных и общих для многих первобытных обществ. Передача этих знаков утверждала связь поколений, единство народа. Зато изображение, которое является произведением индивидуального художественного творчества, несет исключительно эстетическую функцию. Попытка символической трактовки такого творчества приводит к появлению псевдо-символики, нагромождению сентиментальных мелочей. Рубашка как явление уже является оберегом, и не стоит искать его в разнообразии вышитых маков, ромашек, васильков и винограда.

Миф №3: Вышивали белым цветом от бедности, когда не было цветных нитей.

Факт: Вышивка белым – наиболее распространенная на территории Украины, издавна она была универсальным символом чистоты, гармонии и порядка.

Изысканные белые полтавские рубашки, с уточнением на Решетиловку, очень популярны сейчас среди любителей “народнического” стиля. Но мало кто задается вопросом: почему же вышивали именно белым? Зачем же вкладывали столько творческой силы и ума, если за 10 шагов уже не видно той красоты? Быстро появилось поверхностное объяснение, что это от простоты, от бедности. Еще одно ошибочное представление – что распространена такая вышивка была только на Полтавщине.

Но в действительности вышивка белым по белому является частью традиции во всех этнографических регионах Украины. Обычно это и есть древнейшие образцы, сохранившиеся в музейных коллекциях. Вышивка белым существует с тех пор, как существует ткань и полотняное переплетение. Один из древнейших образцов орнамента белой счетной гладью, в сочетании с выкалыванием и мережкой, имеется на черниговском рушнике 1746 года, хранящемся в Черниговском краеведческом музее.

Для получения материала нужного качества прилагалось немало усилий. Домотканые нити вымачивали и отбеливали в бочке без дна из ствола дерева с выжженной или выдолбленной серединой. Ходили местные названия таких бочек: травница, травник. Вместо дна укладывали крестовину из дощечек, на которую стелили слой соломы, которую потом прикрывали чистой тканью. Сначала пряди нитей составляли слоями, пересыпая пеплом из кукурузных стеблей, или пород деревьев, которые не имели красителей (береза, граб).
Далее пепел сыпали уже на кусок полотна, которым прикрывали нити. Для одного раза необходимо было подготовить пол ведра золы. Заполненную нитями бочку заливали 5-6 литрами кипятка и выдерживали пряди в растворе в течение суток, после чего их прополаскивали в воде и продолжали отбеливать на морозе. Процесс повторяли дважды-трижды.

Продолжительность всего процесса, подготовка к нему и тщательность выполнения опровергают любые попытки трактовки белой вышивки как проявления бедности или обыденности. С практической точки зрения нет необходимости тратить столько сил просто для получения белой нити. А это уже придает внешней форме глубокое духовное содержание. И вышитая белым по белому рубашка уже не кажется бедной одеждой, а становится носителем древних знаний, закодированных в символах и знаках, которые постороннему глазу и видеть не надо.

Миф №4: Черная вышивка знаменитых борщевских рубашек – это признак траура.

Факт: Традиция черной вышивки была обусловлена ​​природными условиями и образом хозяйствования, в частности – разведением породы овец с черной шерстью.

Дорогим брендом стала сегодня еще одна специфическая рубашка – борщевка. Она получила свое название от Борщевского района Тернопольской области, где бытовала как в повседневном, так и в праздничном вариантах. Древнейшие образцы таких рубашек, сохранившиеся до наших дней в музейных и частных коллекциях, датируются концом XIX в.

Характерная ограниченность цветов в вышивке борщевских рубашек со временем приобрела поэтические объяснения. Главной темой этих мифов стал траур женщин по убитым или порабощенными мужчинами. Постоянные соревнования за свободу, продолжавшиеся на этих землях за исключением небольших перерывов, в течении не одного столетия, давали конкретные местные названия и даты. И если посмотрим шире, то найдем факты.

Отделка традиционной одежды вышивкой и ткачеством черным цветом присуща не только Борщевскому региону. В пределах Украины преобладание черной краски бытует на всем Подолье – то есть, еще и в Винницкой и Хмельницкой обл. За пределами Украины вышивка черным существует как традиционное явление в костюме всего Карпато-Балкансього региона – Греция, Болгария, Македония, Венгрия, Румыния, Молдова.

Такое широкое распространение традиции вышивания черными нитками не удается объяснить отдельным историческим событием местного масштаба. Сохранившиеся до наших дней Борщевская и другие подольские рубашки вышитые черными шерстяными нитями, были сотканы женщинами из местного сырья. Черный – это натуральный цвет овец, которых здесь традиционно разводили. Даже на изделиях столетней давности такие нити при стирке не “пускают” цвет, в отличие от окрашенных анилиновыми красками, которые появились в конце XIX в. на местных рынках. Итак, черный цвет ниток – не о печали, а о материале, с которым имели возможность работать вышивальщицы.

Миф №5: “Настоящая” украинская рубашка – это та, что вышита цветами, и чем больше – тем лучше.

Факт: Настоящей украинской рубашке присущи сдержанная красота и изысканность стиля.

В начале ХХ в. традиционный народный наряд все чаще становится зависимым от моды и промышленного дизайна. Один из ярких примеров такого видоизменения наблюдается на Буковине. В 1912 году известный инженер и исследователь Эрих Кольбенгаер пишет: “Меньше чем за десять лет произошел разрыв между эстетическими ориентирами старшего и младшего поколений”. Этот разрыв ему удалось в свое время “собрать, нарисовать и обработать в период с 1902 по 1912 годы” в фундаментальном труде “Взоры вышивок домашнего промысла на Буковине”.

В 1920-х гг. На территории обоих берегов реки Днестр наблюдаем появление праздничных женских рубашек туникообразного кроя. Они были без традиционных сборок вокруг горловины, и за простоту своего кроя получили название “мальчишенка”. О таких женских мальчишенках, как об обычных рубашках, и вспоминает Е. Кольбенгаер. Они были вышиты простейшими геометрическими орнаментами, отличались сдержанным колоритом.
Он отмечает: “Никакой чертеж с природы не представлен натуралистично, а завсегда лучше или хуже стилизованный, и это собственно составляет характерный момент к осуждению творческого смысла и богатого дара уклада здешнего крестьянства”. Теперь же видим буйное цветение натуралистического растительного орнамента. Сплошное заполнение рубашки разноцветными цветами и листьями напоминает скорее дорогие жаккардовые ткани, которые были модными в городском наряде. Изящество и простота народного орнамента в современных вышиванках уступает перед вычурностью и смелостью нового стиля.